№40 Как пишет режиссер

«А вы не могли бы поточнее растолковать в чём разница между тем как пишет режиссёр и писатель? Заранее спасибо». Ariadna. Упражнение №2.

Ответ на этот вопрос можно в общем-то уместить в одно предложение: режиссер пишет действие, которое будет происходить на экране(на сцене).
И никак иначе. И, конечно, здесь оказалось много нюансов. Давайте попробуем их понять.

Режиссер мыслит конкретной картинкой, а писатель описывает картинку.

Я уже писала в посте «Режиссерское мышление»про Визуальные образы.
Режиссера от остальных людей отличает то, как он видит, как может передать чувства с помощью картинки. Поэтому режиссер всегда вместо «была прекрасная погода», увидит картинку «в саду палило полуденное солнце, при каждом порыве легкого ветра тихо шелестели зеленые листья, и осыпались одиночные лепестки вишни. Гусеничка ползла по деревянной скамейке, на которой я сидел».
Потому что нельзя снять «прекрасную погоду» — не понятно что у вас в кадре. Можно снять сад, девочку, щурящуюся на солнце, в мокрой майке жующую яблоко и наблюдающую за вертолетом в небе». А «прекрасная погода» -эти слова не поддаются видео ряду.
Все, что вы пишите, не должно быть пространственным. Все должно быть предельно понятно. Ваша цель – создание экранного образа.

Режиссер мыслит конкретным действием, а писатель описывает мысли.

Писатель может написать 5 страниц душевных переживаний убийцы, пока тот просто идет к старушке из 1 подъезда во второй. Герой расскажет что он по этому поводу думает, как он думает ее спрятать, будет переживать что попадется и прочее. Волноваться. И это будет здорово, интересно, захватывающе.
А на видео это будет выглядеть так: «герой вышел из первого подъезда и вошел во второй». Интересно? Нет. И по времени занимает не 5 страниц, а считанные секунды.
Потому что оружие режиссера картинка, а писателя — слова.

У режиссера актер действует чтобы рассказать кто он. А писатель просто характеризует героя.

« Добрая бабушка» — это напишет писатель. Как же изобразить добрую бабушку на экране или на сцене? Разве что повесить ярлычок и написать крупными буквами.
Для того, чтобы бабушка стала доброй, в кино(на сцене) ей потребуется сделать какое-то действие. Допустим: отогнать мальчишек, и развязать ноги полудохлому котенку. Бабушка совершила доброе дело -> в сознании зрителя автоматически — она добрая старушка.
PS. И еще какая-то, смотря как разгоняла мальчишек.

Режиссер создает зрительные образы, писатель — подробно описывает то, что он видит.

У режиссера очень мало времени, мало денег и очень много людей. Там где писатель может долго описывать природу, вещи, предметы. Там где писатель может вложить в повествование и мысли героя нужную информацию. Режиссеру все равно придется показать картинку. И не смотря на то, что режиссеру, как и писателю, придется подробно описать то, что он видит в кадре. Их подход будет абсолютно разный.
Почему? Потому что у писателя есть простор. А режиссеру приходится показывать картинку, которая за минимальное время должна вместить в себя максимум информации.
Для этого на помощь приходят зрительные образы. Писатель напишет: «Я надеялся что в доме кто-то еще живет, но стало понятно, что дом давно опустел. Никого не было видно и на меня нахлынуло ощущение одиночества и тоски».
Но снять слова написанные писателем невозможно. Поэтому режиссер напишет так, чтобы можно было снять: «Пустой почтовый ящик, забитый до краев пожелтевшими газетами. Высокая крапива вместо газона и вокруг смородиновых кустов потяжелевших от ягод».

У режиссера есть возможность рассказать только о чем то одном, писатель же сожет рассказать о многом.

Часто жалуются, что фильмы идут вразрез с книгой. Фильмы не повторяют сюжета книги. Много всего упущено, что было написано в любимой книге т. д.
Это все потому, а) что времени у режиссера мало. То, что можно рассказать на страницах, часто не возможно снять, не только из-за ограниченного бюджета. Часто многие тонкости не понятны, потому что герой не может «мыслить вслух», как это делает герой книги.
б) зритель бы просто запутался. Видеоряд терпит только одну главную мысль. С большей зритель просто не справится и запутается. А все должно быть предельно понятно.

Не стесняйтесь, напишите, если вам что-то остается не понятным. Я попробую объяснить по другому.

Добавить комментарий