№38 Кинематографический план

Фотография, как и картина
 — это душа мира, через призму души автора.
Владимир Конти

Крупности.

Сегодня, наверно, один из самых интересных постов для начинающих режиссеров.
Я расскажу что такое кинематографические планы и для какой цели каждый из них нужен.

План — система условного деления кинематографического пространства. Кинематографическое пространство — то что помещается в прямоугольника 4×6 или 9×16 (ТВ размер). Условная еденица измерения — человек.

Планы различаются: по крупности (ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ) + макро (сюда входят насекомые например, это отдельная история. Съемка проходит только со спец. оборудованием).

ДАЛЬНИЙ ПЛАН

Охватывает большое пространство и множество предметов. Фигура человека занимает 1\5 (1\7;1\10) высоты кадра. Лучше использовать этот план от 3 до 6 секунд (меньше — зритель ничего не рассмотрит, больше — собьется ритм, вгоняет в скуку). Изображение может быть любое: толпа людей, стадо коров, машина уезжающая в даль, море, поле битвы и т.д.
Главную мысль несет окружающая среда.

Нужен для:
Характеристики окружающей среды.
Показа места событий\действия.
Показ большой группы людей (лучше снимать с верхней точки).

Советы:
Если это адресный\заявочный план, можно провести панораму, пейзажную сьемку.
Можно отметить, что одинокий человек выглядит на дальнем плане одиноко и незащищенно, но одним таким кадром нельзя ограничиваться. Потому что для того, чтобы зритель «прочувствовал» это «одиночество и незащищенность», необходимо знакомство с героем (до или после). (искл.фотография).

ОБЩИЙ ПЛАН

Изображает человека в полный рост, а над головой и под ногами остается свободное место (воздух). Человек занимает примерно 1\2 высоты кадра. Хорошо видно положение тела, фигура, одежда, но плохо видно лицо и мимика.
Дает представление о личности персонажа. Главную мысль несет человек (его поза, движения).

Нужен для:
Создания впечатление о герое.
Для показа взаимодействия между людьми.
Показа места действия.

Совет:
Этот план позволяет безболезненно вводить в кадр персонажей и уводить их из кадра.

СРЕДНИЙ ПЛАН

Изображает человека в 3\4 высоты кадра, «без ног», при этом оставляя над его головой воздух. Достаточно хорошо видны герои, хорошо видно место действия, при этом есть пространство для перемещения. Здесь человек еще остается нейтральным зрителем событий.

Не всегда, но различаются: 1й средний(молочный) тело человека по грудь. Начиная с молочного плана зритель «потихоньку» начинает сопереживать герою.
2й средний(пасхальный) — по средней линии бедер, без ног.

Нужен для:
Для того чтобы зритель ясно видел жесты человека и реакцию.
Для того чтобы показать что несет герой в руке, какими знаками отличия обладает (например: пистолет, скипетр).
Для показа действий нескольких людей.
Для более детального описания обстановки.
Для рассказа о деятельности человека.

Совет: Этот план позволяет безболезненно вводить\выводить персонажа из\в кадр, но только по диагонали: из глубины и в глубь пространства.

КРУПНЫЙ ПЛАН

(Портретный) позволяет персонажу стать центром зрительского внимания. Воздуха в кадре нет, только герой. Главная задача: посмотреть поближе, увидеть лицо.

Нужен для:
Для того, чтобы дать личную характеристику персонажу.
Привелечение внимания к обьекту.
Выделение обьекта из общего фона (толпы, пейзажа и т.д).
Чтобы показать эмоции, мимику, мысли, внутренний мир.
Для акцента на чертах характера (реакция, мимика).

Совет:
В этом плане динамика достигается через реакцию, мимику, темп.

ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН

(План-деталь) это в первую очередь уточнение. Деталь — это не только отдельные части тела человека, это еще и предметы.

Нужен для:
Для того чтобы подчеркнуть некую особенность обьекта.
Для того чтобы показать психологическую особенность человека.
Для того чтобы дать определенный настрой зрителю (испарина на лбу, секундная стрелка и т.д).
Для того чтобы привлечь (акцентировать) внимание к какой-то детали.

Совет: в этом плане исключите любое движение персонажа. (скорее так: желательно исключить).

Добавить комментарий