№18 Идентификация зрителя

… толпа нуждается в кумире —
будь то герой, орёл или священная реликвия.
Солдаты превращаются в титанов, когда им есть что защищать
и есть за чем следовать;
иначе они всего лишь — простые люди,
боящиеся смерти и боли.
Уорнер Мунн. Кольцо Мерлина

«Идентификация зрителя»

Здравствуйте.

Надеюсь, вы осилили предыдущее пятистраничное интервью американского сценариста. Оно, конечно, огромное, но, тем не менее, очень полезное. https://artgang.ru/15-kak-dobitsya-uspexa-bob-parnos.html

В статье Браун Парнос говорил о том, как сделать сценарий лучше и успешней, и очень часто в примечаниях я писала слово «идентификация».
Осознанно или не осознанно, но без этого пункта не обходится ни одно произведение, будь то реклама, фильм, спектакль, рассказ соседа и т.д.
Так что же такое «Идентификация», зачем она нужна, как ее достигнуть и почему на нее так часто ссылаются, не произнося самого этого слова?

Есть такая байка: как бы сильно не расхваливал ваш сценарий продюсер, но если он вдруг мельком скажет, что не может себя идентифицировать с главным героем, то можете быть уверены – денег вам не дадут и помогать не будут.
И наоборот: бывает, что история скудновата, но если спонсор крепко идентифицировал себя с главным героем, то более чем вероятно, что удача улыбнулась вам своей голливудской улыбкой.

Наводящие на понимание вопросы.

Идентификация от лат. identifico — отождествлять.
Как часто у вас бывало, что вы представляете себя на месте главного героя? Переживаете за него как за себя, улавливаете в нем давно знакомые вам черты характера или сложившуюся ситуацию? Сколько мегабайт картинок у вас хранится на компьютере, только потому, что вам кажется, что изображение на ней очень похоже на вас или ярко вас характеризует? А сколько песен вы закачали в свой плей лист, только потому что вам кажется, что поют именно о вас и о вашей ситуации?
После этих вопросов вы уже начинаете понимать, как важна идентификация и как много она занимает не только в кино или обычном сценарии, но и в нашей повседневной жизни?

Что такое идентификация зрителя?

Можно также сказать — сопоставление себя с персонажем.
Это означает, что читатель или зритель эмоционально ставит себя на место героя. Осознанно или не осознанно зритель воспринимает происходящее на экране с героем, будто это происходит с ним самим.
Другими словами зритель отождествляет себя с персонажем. Появляется прочная эмоциональная связь.
Зритель активно сопереживает, «включается» в действие, потому что проблемы героя уже проблемы зрителя.

Фрейд понимал идентификацию по образу сегодняшненго понятия слова кумир. Самоотождествление человека со значимой для него личностью, по образцу которой он стремится действовать. Это перенос на себя желаемых или недоступных качеств, действий, чувств и мыслей.
Пытаясь расширить собственные границы человек старается возвысить себя до другого, заимствуя его мысли, чувства, черты характера.

Зачем она нужна?

Конечно, чтобы зритель смотрел и смотрел дальше вашу работу.
Чтобы держать зрителя в эмоциональном напряжении, сохранять его интерес. Что бы следующую серию ждали с нетерпением, а трагический конец вызывал шквал слез и доводил до катарсиса.
Чтобы ваш продукт купили, потому что это решит вашу проблему.
Или потому что вы(зритель) хотите быть соответствовать герою, на которого «так похожи».

А нужна ли она вообще?

Ответ вы наверно уже поняли, однозначно ДА и еще раз ДА.
Идентификация необходима, как воздух.
Но как же добиться отождествления с главным героем, если даже определение не так уж и легко описать?

Попробуем разобраться в способах достижения.

Это приблизит нас на один шаг ближе к созданию действительно хорошей работы.
Главным образом эти принципы относятся к главному герою, но применимы (и должны применяться!) и к второстепенным персонажам.
Каждый пункт подробно рассказывать в этом посте не буду, мне кажется что фактически все они заслуживают отдельного разбора. Поэтому просто обозначим их.

1. Условием всякой идентификации является то, что сущность лица или вещи резко выражена и живо схватывается.
Т.е вам необходимо: тщательно продумать характер главного героя и второстепенных персонажей. Характер должен быть яркий, запоминающийся, резко выраженный и хорошо проработанный.

2. Внешняя мотивировка героя.
Т.е то, чего герой хочет достигнуть до конца фильма. Соответственно эту же цель будет преследовать зритель, вслед за героем.

3. Внутренние мотивы героя.
Это ответ на вопрос «Почему герой хочет достигнуть своей цели?». Если причины стремлений героя будут совпадать со внутренним мироощущением зрителя, то есть шанс что вам удалось.

4. Конфликт должен быть предельно понятен. Актуален (своевременен).

5. Поместите события в знакомую зрителю обстановку.
Именно поэтому инопланетные города так похожи на наши, лондонские улицы для российского зрителя странно отличаются от настоящих, а Средневековье похоже на привычные нам бомжеватые трущобы.

6. Создайте знакомую зрителю ситуацию (проблему).
Если вы сейчас остро переживаете разрыв с любимым, вы с удовольствием посмотрите фильм, где будет описана похожая ситуация.
Молодые девочки, мечтающие о незабвенном мальчике, с удовольствием смотрят фильмы про вампиров, потому что мечтают о том, чтобы то же случилось с ними.
Изгой в классе смотрит фильмы о супергероях и о тех, кто вылез из грязи в князи и наказал обидчиков.

7. Определитесь с возрастной группой и тем, как она решает эту проблему.
Ждала я фильма «Пастырь» и, когда наконец дождалась, поняла, что зря ждала. Возрастная группа для подростков, фильм а-ля супермен. Я просто выросла из этих фильмов и даже знакомые ситуации и возникшие у главного героя проблемы не волнуют меня.
Почему? Потому что я, как взрослый человек, решу эту проблему эффективней, проще и без тупого геройства.
Т.е. вместе с тем, чтобы проблема и ситуация была знакома зрителю, должен быть еще один пункт – обьективное для зрителя решение проблемы.

Прежде чем закончить пост выпиской из книги Червинского, хочу сказать о:

Опасности идентификации и о том, какое оружие вы берете в свои руки, углубляясь в индустрию кино.

Люди, проводящие много времени перед телевизором, начинают воспринимать происходящее на экране как реальность.
Например, вы знаете что пушечные ядра не взрываются при ударе о борт корабля? Именно это нам охотно показывают в голливудских фильмах. На самом деле во все стороны просто разлетаются щепки, которые и являются причиной смерти.
Например, многие дети не знают, что, когда ведут машину, не крутят рулем из стороны в сторону.
Например, прямой пример идентификации — это разговор «крутого» главного героя со своим врагом и десятиминутный эффектный махач за свою красавицу. Как часто вы воображали такой эффектный разговор у себя в голове, когда проблема уже решена? И как часто вы воображали у себя в голове, как уложили своего обидчика на обе лопатки не снимая очков и не запыхавшись?
Вот этот кусок фильма – ваши сбывшиеся надежды. Прямая идентификация.

А в чем же опасность, спросите вы?
Посмотрев такой фильм, неопытные молодые люди будут кидать напыщенные фразы и не снимать очков перед дракой. Хотя в реальности этот «крутой» момент закончился бы стулом, разбитым о голову обидчика, причем со спины и без лишних слов.
Но фильм об этом не расскажет!
Посмотрев фильм про пожарных, вы будете действовать так, как действовали главные герои этого фильма. И хорошо, если их действия хоть немного соответствуют реальности!
Посмотрев фильм, молодые люди будут носить ножи и думать, как весело его достать во время драки. Только им никто не обьяснил, что этот самый нож очень быстро окажется в них самих. Потому что у них нет никаких навыков.
Фильм расскажет, как легко справиться с пятью мужиками, обидевшими вашу девушку. Хотя в реальности драка с двумя противниками вашей весовой категории требует специальной подготовки.
Дети не выпускают сигареты изо рта, копируя поведение главных героев ганстерских фильмов.
А молодые девушки, вместо того, чтобы находить себе хороших парней, ищут парней больше похожих на быдло, чем на продолжателя рода.

СМИ, кино и телевидение активно воздействуют на память человека и на его мировосприятие.
Это очень сильный фактор воздействия и, фактически, монополист пропаганды. Главный манипулятор и авторитет.
Очень важно научить своих детей и себя не верить всему, что показано на экране.Анализируйте, думайте, сопоставляйте и узнавайте Как действительно это происходит.
ArtGang.ru

Принципы, хорошо описанные в книге Червинского. Колесо не придумываю, просто копирую.

1. Герой должен вызывать симпатию
Это наиболее употребимый способ вызвать у читателя сопереживание, сопоставить себя с героем. Часто понятия «вызвать симпатию» и «сопоставить себя» имеют один смысл.
Если вы можете заставить зрителя жалеть героя, сделав его жертвой незаслуженной беды, вы немедленно достигнете высокой степени сопереживания, идентификации зрителя с героем. Примеров применения этого способа так много, что труднее найти пример фильма, где этого нет. Герой «Роксаны» страдает из-за своего носа, «Ганди» мы видим впервые, когда его сбрасывают с поезда, потому что он «цветной». Даже в комедии «Истребители привидений» героя выгоняют из университета.
Незаслуженная беда может быть результатом определенного события (женитьба отца на злой мачехе в сказке) или составлять часть обстоятельств жизни героя («Роксана»).
В любом случае, чем раньше на экране будет задействован этот способ — как обстоятельство жизни героя или событие, происшедшее в самом начале сюжета, — тем эффективнее и сильнее будет сопереживание зрителя. Это, без сомнения, самый эффективный способ идентификации, который может применить автор.

2. Герой должен оказаться в опасности
К «вызыванию симпатии к герою» близко стоит способ заставить зрителя волноваться за героя, попавшего в опасную ситуацию. Отличные примеры — фильмы про Индиану Джонса, которые начинаются эпизодами, где жизнь героя в страшной опасности.
Угроза поимки, раскрытия тайны, потерянности, поражения в борьбе могут быть также эффективны в зависимости от содержания фильма. Разные фильмы дают примеры разных физических или эмоциональных угроз, относящихся к героям и увеличивающих сопереживание зрителя.

3. Герой может вызывать любовь зрителя
Если зритель полюбит вашего героя, это несомненно укрепит сопереживание, так же как это происходит в жизни, когда нас больше волнует тот, кто нам нравится. Есть три способа заставить читателя полюбить героя. Их можно применять поодиночке или все разом:
Сделайте героя хорошим и добрым.
Сделайте героя смешным.
Сделайте героя умелым в своем деле.
Используйте по крайней мере один из способов индентификации с вашим героем. Иначе ваш читатель не будет в достаточной мере заинтересован в его судьбе, чтобы воспринимать развитие событий эмоционально. Если это окажется возможным и вы примените два или три указанных приема, сопереживание герою еще более усилится.
И еще. Вы должны позаботиться о решении проблемы идентификации немедленно. Создайте симпатию к герою, опасность для него, вызовите у зрителя любовь к нему, как только он будет представлен на экране.
Лишь после того как вы создадите идентификацию, вы можете заняться демонстрацией его пороков. Вы можете сделать героем кого угодно. Убийцы, диктаторы и растлители малолетних — все уже побывали в положительных героях, но сперва позаботьтесь о сопереживании, а потом показывайте отрицательную сторону вашего героя. В противном случае зритель не будет ему сочувствовать.

4. Познакомьте зрителя с героем как можно скорее
Зритель ждет появления кого-нибудь, чтобы начать ему сопереживать и «болеть» за него. Чем скорее этот персонаж появится на экране, тем эффективнее будет работать сценарий. Остается лишь пожалеть о фильмах, где герой не появляется в первые 10 минут.

5. Наделяйте героя какой-то силой
Сила вызывает у зрителя восхищение и способствует идентификации на самом фантастическом уровне. Мы все хотели бы быть сильнее, и посредством идентификации себя с сильным героем это нам удается. Сила проявляется героем в трех вариантах.
Сила над людьми. Это такие характеры, как Чарльз Фостер Кейн в «Гражданине Кейн», Дон Карлеоне в «Крестном отце». Эти характеры привлекают внимание не потому, что они похожи на зрителя, но потому, что стоящие за ними богатство, сила и власть вызывают наше тайное восхищение, и мы испытываем особое удовольствие в сопоставлении себя с ними, отделяя при этом себя от зла и аморальности совершаемых ими с помощью своей силы поступков.
Способность к действию без колебаний. Нынешняя популярность героев типа Рэмбо не столько в том, что страна политически поправела, сколько в том, что эти герои умеют действовать не колеблясь. В их действиях нет неопределенности. Они видят, что должно быть сделано, и они это немедленно делают, невзирая на опасности, малые шансы на победу или несоответствие политическим или моральным нормам. Они обладают силой, превышающей отпущенные природой пределы, которой остальные люди, увы, лишены.
Когда Рэмбо узнает о судьбе военнопленных, реакция его проста: «Они должны быть освобождены, и я должен это сделать». Его не волнует мнение об этом политиков, опасность или численность противника. Он просто применяет свою силу. Для зрителя, чувствующего себя бесконечно бессильным перед лицом войны, преступности, отравления окружающей среды, политиков. начальства и налоговой инспекции, сила Рэмбо неодолимо привлекательна.
Смелость выразить свои чувства, невзирая на реакцию окружающих, выражена многими ролями Джека Николсона и Эдди Мерфи. Они постоянно создают характеры, выражающие гнев, юмор и желание, совершенно не адаптируясь к восприятию окружающих.
Когда Бобби заказывает пшеничных гренок в «Пять маленьких пьес», когда Мак Мерфи восстает против сестры Рэчел в «Кто пролетел над гнездом кукушки», когда дьявол демонстрирует свое желание обладать женщинами в «Ведьмах из Иствика» или когда Аксель Фоли орет на гостиничного администратора в «Полицейском из Беверли Хиллз», характеры демонстрируют силу необузданных эмоций, и эта сила притягательна для всех нас, боящихся поднять голос. Будучи такой, она создает необходимую идентификацию зрителя с героем.

6. Поместите героя в знакомую обстановку
Время жизни героини, место, где она работает, ее дом и семейные обстоятельства — все это может стать дополнительным средством идентификации. Например, в картине «Деревня» Джессика Лан играет жену и мать, живущую на современной американской ферме. Естественно, это не означает, что идентифицировать себя с нею может лишь та, кто живет в таких же условиях. Подразумевается, что зритель знает о множестве людей, живущих в такой обстановке. Этого не произойдет, если кино будет про пещерных людей или русского князя.
Подобным образом легче идентифицировать себя со школьниками и студентами колледжей, копами, докторами, секретаршами, родителями или рабочими парнями, чем с Амадеусом. Фильмы, подобные такому, нуждаются в отличных от предложенного списка способах создать ощущение причастности.

7. Придайте герою узнаваемые недостатки и слабости
Это близко к тому, что говорилось о незаслуженном несчастье или смешном характере. Если ваш герой, как все мы иногда, натыкается на стены, вы достигнете эффекта узнавания.
Главным образом это применимо в сфере социальных или сексуальных странностей. Когда стали популярны ранние комедии Вуди Аллена, многие молодые парни чувствовали свое сходство с героем, хотя никакого внешнего сходства между двухметровым крепким лоботрясом и хилым юным евреем, изображенным Вуди Алленом, не было и в помине. Дело в том, что мы, независимо от роста и физической силы, в определенном возрасте сталкиваемся со схожими проблемами общения с другим полом. Или многими другими проблемами.
Таковы семь основных способов создания идентификации зрителя с вашим героем. Есть еще два своеобразных способа, годные лишь для определенных фильмов и применяемые редко, но попадающие в этот же список.

8. Сверхгерой
Герои фантастических и приключенческих фильмов, такие как Супермен, Индиана Джонс и Джеймс Бонд, проникают в подсознание зрителя и достигают эмоционального эффекта как фигуры. Сходные с героями мифов, легенд и сказок.
Даже если нет ни малейшего сходства наших жизней с существованием героев таких фильмов, мы идентифицируем себя с ними на фантастическом уровне. Сила нашего воображения идентифицирует нас с самыми невероятными поступками мифических героев.

9. Глазами героя
Иногда идентификация крепнет по мере того, как зритель всего лишь получает информацию одновременно с тем, как она становится доступна герою. В детективах, например, зритель получает улики по мере того, как ими овладевает герой. «Жар тела» — прекрасный пример фильма, где герой служит глазами зрителя, ибо мы понимаем, что происходит в этой истории лишь по мере того, как понимает это Нед Расин.
Иногда зритель воспринимает события не глазами героя, а глазами второстепенного персонажа. В фильме «Выбор Софи» героиней несомненно является сама Софи. но отправной точкой для идентификации и выяснения правды относительно героини является молодой человек по имени Стинго. Достоинство этого способа в том, что сперва и очень быстро можно достигнуть идентификации с очень знакомым образом, а затем, по мере движения сюжета перенести эту идентификацию на героя.
Хороший пример того, как работают все эти способы, — фильм «Тутси». Герой картины Майкл Дорси — в общем-то ничтожный тип, равнодушный к мнению окружающих. Его заботят только его актерская работа, возможность подцепить новую женщину или вовремя смыться, если поймают на вранье. Однако зритель готов идентифицировать себя с ним, симпатизировать ему и смотрит сквозь пальцы или даже приветствует его нечестность и эгоизм.
Самые первые сцены с Майклом (первое представление его) показывают, как его выгнали с показа не потому, что он плохой артист, а потому, что он маленького роста и слишком скромен, или потому, что они просто не обратили на него внимания. (Незаслуженная беда.) Затем мы немедленно видим, что он уважаем как преподаватель актерского мастерства (хорош в своей профессии!) и хочет помочь Терри и Санди (хороший человек!). Кроме того, он смешной, живет и работает в знакомой обстановке, и ему грозит опасность разоблачения, когда он притворяется женщиной.
Комбинированное применение разных приемов в этом сюжете — блестящий пример того, что характер может обладать недостатками, слабостями, даже весьма отрицательными чертами, но остаться в фокусе симпатии и эмоционального сопереживания.
Александра Давыдова

Добавить комментарий